Волшебные слова
«Волшебные слова».
(тематическая неделя «Духовно-нравственное воспитание»)
Цель занятия: Рассказать детям об особом значении "волшебных" слов; активировать в речи соответствующие слова и обороты. Формировать умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми. Развитие навыков использования в речи вежливых слов. Развивать внимание, память, умение анализировать, делать выводы. Воспитывать культуру общения, показать необходимость употребления в речи вежливых слов.
Ход занятия.
Орг.момент.
-Ребята, посмотрите, сколько сегодня к нам пришло гостей. Давайте поприветствуем их (дети приветствуют). Какие вы все молодцы, что поздоровались с гостями, а давайте теперь поздороваемся необычно, ладошками.
«Прикосновение ладошками».
(Я начинаю, а ребята далее передают друг другу тепло ладошками).
- Мы все друг с другом поделились своим теплом.
- Ребята, давайте поговорим сегодня о « волшебных словах».
- Что же это за слова? (ответы детей). Это обычные, добрые, простые и полезные слова, а волшебными они стали потому, что без них жить на свете просто нельзя. Научиться такому волшебству не трудно, стоит только захотеть. Прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо научиться. Вот поэтому старайтесь как можно чаще пользоваться «волшебными словами», от которых становится теплее, радостнее и светлее. Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. А плохое слово - обидеть, расстроить, испортить настроение. «Волшебными словами» благодарят, желают чего-то хорошего: здоровья, успехов, аппетита, спокойной ночи, доброго утра и дня.
Основной этап.
- А сейчас давайте начнем наше занятие, и я посмотрю, знаете ли вы «волшебные слова».
Очень правильно, очень мудро,
Да не будет помехой лень,
Утром говорить всем «Доброе... (дети хором говорят «утро»).
Ну, а днем говорить «Добрый... (день»).
И ломать тут голову нечего,
Надо просто быть добрым очень.
Вечером мы скажем «Добрый... (вечер»),
Пожелаем на ночь «Доброй... (ночи»).
- Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием. И за это я даю вам первый кусочек открытки. И если вы будете и дальше также хорошо выполнять задания, то в конце занятия вы соберете целую открытку и узнаете, что же на ней изображено. Итак, вы готовы продолжить?
Игра «Это я , это я, это все мои друзья».
Слушайте внимательно, не отвлекайтесь. Если вы согласны - отвечайте «Это я, это я, это все мои друзья». Если не согласны - просто промолчите.
-кто из вас, проснувшись бодро, «С добрым утром скажет твердо»?
-кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
-кто из вас молчит как рыба, вместо доброго «спасибо»?
-кто быть вежливым желает и друзей не обижает?
-кто из вас, скажите честно, уступает старшим место?
- Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием. За это вы получаете еще один кусочек открытки.
Физминутка.
А сейчас давайте отдохнем и подвигаемся. Я буду читать вам стихотворение, а вы - показывать жестами то, о чем говорится в этом стихотворении.
Настроение упало (опускают руки вниз)
Дело валится из рук (качают головой, встряхивают кистями рук)
Но неважны нам печали (махи руками)
Если есть хороший друг (поворачиваются друг к другу, протягивая руки)
С делами справимся вдвоем (пожимают руки)
С облегчением вздохнем (глубокий вдох-выдох)
Настроение поднимем (нагибаются и медленно выпрямляются)
И друг друга мы обнимем!!! (обнимаются все)
Игра «Добавьте слово».
- Ребята, давайте с вами поиграем в игру. Называется она «Добавьте слово». Но помните, что слова эти необычные, а волшебные, вежливые слова.
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома -
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче - здравствуй!
- Молодцы! Какой же вывод мы можем сделать?
(Надо всегда здороваться).
- Послушаем следующее стихотворение.
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите: - «До свидания!»
- Молодцы! Ребята, что же мы должны говорить людям, когда расстаёмся с ними? (До свидания).
Тебе что-то подарили,
Если место уступили,
Если в чём-то помогли,
Угощенье принесли,
Не молчи тогда, как рыба!
Говори всегда: - Спасибо!
- Итак, ребята, какое же «волшебное слово» мы говорим, когда нам помогли или что-нибудь подарили?
(Спасибо).
- А еще есть такое волшебное слово - «пожалуйста». Когда же мы его говорим?
Чтобы что-то попросить,
Нужно вежливыми быть.
Мы "пожалуйста" добавим,
Будут все довольны нами.
- Итак, слово "пожалуйста" мы произносим в ответ на "спасибо" и тогда, когда просим о чём-нибудь.
Если кого-то обидели случайно,
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите: «извините».
- Молодцы. Ребята, если кто-нибудь причинил другому неприятность или неудобства - не желая того, то какое волшебное слово он должен сказать?
( извините, простите).
- Ребята, а что мы говорим, когда ложимся спать?
(Спокойной ночи).
Перед сном не забывай:
«Спокойной ночи» пожелай.
Вывод.
- Ребята, эти волшебные слова вы всегда должны помнить и пользоваться ими в своей жизни. Итак, скажите, какие же волшебные слова помогают нам в разных ситуациях при общении с людьми?
- Спасибо.
- Пожалуйста.
- До свидания.
- Здравствуйте.
- Извините.
- Спокойной ночи.
- Молодцы, ребята. Вы очень хорошо справились и с этим заданием. И за это я даю вам еще один фрагмент картинки.
- Ребята, а вы замечали, как меняется настроение, когда слышишь «волшебное слово»? ( на душе становится теплее и светлее, когда слышишь эти волшебные слова) .
Эмоциональная пауза.
"Поссорились".
- Дети, а сейчас мы поиграем в игру "Мы поссорились". Подойдите ко мне и встаньте парами, лицом друг к другу.
Мы поссорились друг с другом (дети смотрят друг на друга, хмурятся и расходятся по сторонам)
Разошлись по сторонам (дети подходят друг к другу, обнимаются и улыбаются).
Очень скучно друг без друга,
Помириться нужно нам.
(Повторить 2-3 раза).
- Ребята, а если вы с кем-то поссорились, что же нужно сказать, чтобы помириться? (прости, извини).
Подвести к выводу: чтобы не ссориться, нужно быть добрыми, вежливыми.
Игра «Закончи предложение».
(Ребенку предлагается закончить предложение и вспомнить все, о чем говорили на уроке).
«Я говорю «спасибо», когда...»
«Я говорю «до свидания», когда... »
«Я говорю «здравствуйте», когда. ..»
«Я говорю «извините», когда... »
«Я говорю «пожалуйста», когда... »
Итог занятия .
- А теперь, ребята, попробуйте соединить кусочки открытки друг с другом. Что у вас получилось?
(Сердце).
- Мы с вами сегодня говорили о «волшебных» словах, а «волшебные» слова - это добрые слова. Очень приятно слышать в свой адрес ласковое слово. И настроение становится замечательным и солнечным! Когда мы вежливы, окружающие люди улыбаются. А ведь доброта и вежливость неотрывны друг от друга, и живут они, ребята, в нашем сердце.
И сегодня на нашем занятии я ещё раз убедилась в том, что правила вежливого поведения вы знаете хорошо, и не только знаете, но и стараетесь их выполнять.
На этом наше занятие подошло к концу.
Самоанализ
Цель: Воспитывать культуру общения, показать необходимость употребления в речи вежливых слов.
Задачи:
- образовательные: продолжать формировать у детей элементарные навыки вежливого поведения.
- развивающие: развивать внимание, память, мышление, навыки коммуникативного общения.
- воспитательные: воспитывать желание быть вежливым человеком.
В ходе занятия прослеживалось единство развивающих, образовательных и воспитательных задач.
Все санитарно-гигиенические требования были соблюдены: подобрана мебель и оборудование по росту детей, помещение проветрено, освещенность соответствовала нормам.
Смена видов деятельности (игровой, коммуникативной) способствовала поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всего занятия.
В процессе деятельности была использована физминутка для снятия мышечной усталости.
По своей структуре непосредственно образовательная деятельность построена таким образом, чтобы вызывать и поддерживать познавательный интерес.
Первая часть включала в себя организационный момент : «Приветствие ладошками», который настраивал детей на дружелюбное общение.
Вторая часть состояла из игровых моментов, что способствовало поддержанию внимания и работоспособности детей на протяжении всей образовательной деятельности.
Третья часть - итог - составление картинки.
Методы и приёмы обучения.
Методы и приемы подобраны в соответствии с образовательными, развивающими и воспитательными задачами.
В ходе непосредственно образовательной деятельности использовались словесные и игровые методы, направленные на применение речевых, познавательных, двигательных, практических навыков и умений, их совершенствование.
Предложенные игры и упражнения подобраны соответственно возрасту детей, что способствовало решению поставленных задач на развитие внимания, воображения, памяти, речи, творческих способностей детей.
На протяжении всей деятельности поддерживался познавательный интерес с использованием игрового сюжета, игр, были задействованы слуховой, зрительный анализаторы у детей.
Для активизации мыслительной деятельности, задавались вопросы поискового характера («почему? », «как вы думаете? ») .
Результативность.Считаю, что поставленная цель и задачи реализованы.